|
Само понятие «морские круизы» возникло около 19 века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья. Эти компании перевозили пассажиров из одного порта Европы в другой, либо из Старого Света в благословенный Новый. Основным источником доходов для трансатлантических линий была европейская эмиграция. Самое большое количество эмигрантов выехали из Европы на Американский континент в период с 1846 по 1940 гг — около 60 млн. человек, большая часть которых покинули Европу на линейных кораблях. В настоящее время существует только одна линия Лондон — Нью-Йорк. Такие трансатлантические переходы, за 6 дней, совершает знаменитый лайнер Queen Mary 2, правда не регулярно, чередуя их с разнообразными круизами.
Обострившаяся в 19 веке конкуренция, вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, совершенствовать отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе. Это быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы. Первые упоминания о специально организованных рейсах морских пассажирских судов Lady Mary Wood, Tagus и Iberia с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией.
Через два года авторы этой идеи — Brodie Willcon и Arthur Anderson, оба подданные Ее Величества, основали судовладельческую компанию Peninsular and Oriental - Р&O, ныне эта компания владеет огромным флотом контейнеровозов, паромов и круизных лайнеров. В 1844 году компания P&O начинает групповые круизы по Средиземному морю
В 1900 г. было построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы. Возникли известные тогда во всем мире компании White Star (Cunard), Hapag- Lloyd и другие.
Вторая мировая война остановила развитие круизов почти на 10 лет, многие круизные лайнеры были переоснащены в плавучие госпитали. Часть из них была разрушена, часть была безвозвратно утеряна.
Однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число крупных судов. Появление в середине 50-x годов регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, и дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские перевозки, особенно на трансатлантических маршрутах.
В результате многие из пассажирских судов были проданы или переоборудованы в круизные лайнеры. Ведущими странами крупных путешествий стали Англия, США и Германия.
История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда ВАО «Интурист» начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах «Победа» и «Грузия» морские путешествия из Одессы в Ленинград вокруг Европы, а на «Петре Великом» — по Черному морю с туристами из соцстран. В 1962 г. на Дальнем Востоке был организован первый круиз с советскими туристами на теплоходе «Григорий Орджоникидзе» продолжительностью 20 суток с заходом в Находку, бухту Ольги, Совгавань, Холмск, Корсаков. В этот же период морской туризм начал развиваться на Севере и Балтике.
К сожалению, сегодня от всего огромного круизного флота СССР остался лишь один — «Максим Горький» (в настоящее время он сдан в длительный фрахт немцам, и ходит под Багамским флагом). Но любители круизов, говорящие по-русски, могут по-прежнему свободно совершать увлекательные морские путешествия, пользуясь услугами самых респектабельных компаний, самых известных и хорошо оборудованных европейских лайнеров.
|